Статьи

Развитие физических качеств дошкольников

«От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности»

Сухомлинский В.А.

Развитие физических качеств  дошкольников  


     Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Чем больше разнообразных движений знает ребенок, тем шире возможности для развития у него ощущения, восприятия и других психических процессов, значит, полноценнее осуществляется его развитие. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья и долголетия, хорошего физического развития и всесторонней двигательной подготовленности. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо.

Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная деятельность, когда ребенок в свободное время играет, прыгает, бегает, улучшают обмен веществ и деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, повышают устойчивость ребенка к заболеваниям.  


ДВИГАЯСЬ, РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР


  Физические навыки очень важно начать развивать, начиная с двух-трех лет,к этому возрасту организм ребенка уже привык к небольшой физической нагрузке: ходьба пешком, игра с мячом, игры на детских площадках. И уже к 7-8 годам ваш малыш достаточно окрепнет, почувствует в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в различных кружках и секциях.

В современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как состояние общей физической подготовленности детей зависит от того, насколько у них развиты основные физические качества и виды движений. В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

     Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики, т.е. физической подготовленности. Самое главное - это постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием. Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метании, лазание, подвижные игры), спортивные игры, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.д.), естественные силы природы (солнце, воздух, вода).    Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнения с ребенком проводить в игровой форме.

 

Для развития быстроты:

- использовать упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно – силовые упражнения: прыжки, метание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании лёгких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.

 

Для развития ловкости:

 - ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий–пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч-прокатывания мяча в прямом направлении, друг другу, в ворота, бросание мячей воспитателю, более сложные  - бросание мяча о землю, вверх и ловля его двумя руками, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объёма; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоём, небольшой группой – со спортивным инвентарем;  применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

 

Для развития силы:

 - упражнения с повышенной сопротивляе¬мостью: упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собст¬венной массы (прыжки), преодоление сопро¬тивления партнёра (в парных упражнениях); упражнения, отягощённые массой собствен¬ного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в ос¬новных движениях (различные прыжки, лаза¬ние, ползание); подтягивание на перекладине, приседания, отжимания, поднимания туловища из исходного положения лежа на спине,  прыжок в длину, прыжки на скакалке.

 

Для развития гибкости:

 - движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выпол¬няемые на уменьшенной и приподнятой пло¬щади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание; упражнения, направленные на совершенство¬вание анализаторов, обеспечивающих сохра¬нение равновесия, - качание на качелях; подвижные игры; наклоны вперед – ноги вместе и ноги врозь «складка», «шпагат», «мостик» и др.


 


Для развития выносливости:

 - больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.


 


Для развития равновесия:

 - катание на велосипеде, на роликовых коньках, ходьба по скамейке, стойка на одной ноге «цапля», ходьба с закрытыми глазами, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба и бег по узкой дорожке.

   Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, тем самым избавляя малыша от многих болезней. Доказано – правильное физическое воспитание детей напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Овладение элементами спортивных игр – баскетбола, футбола, хоккея, волейбола и др.,  которые способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, социальных навыков и коммуникации.

  Для родителей, которые поставили задачу дать ребенку максимум возможностей для достижения успеха в жизни, очень важно не упустить момент, когда дети наиболее восприимчивы к новых знаниям, умениям, навыкам. Всесторонне развитие способностей детей предполагает активные занятия: спортивные секции, художественные студии, танцевальные коллективы и др.


Подружившись с физкультурой,

Гордо смотрим мы  вперед,

Мы не лечимся микстурой,

Мы здоровы целый год!